Эпоха ЖЖ на заре интернета

Как и многие проекты, появившиеся в 90-х и 00-х, LiveJournal начинался с одного энтузиаста – Брэда Фицпатрика. Изначально, ЖЖ выглядел как поле для ввода текста, который появлялся на сайте нажатием кнопки “ввод”. Скрипт распространился по друзьям, а чтоб не рассылать код заново после каждого обновления, у всех был доступ к серверу. Когда Фицпатрик уехал в колледж, программа распространилась по общежитию. Студенты выкладывали свои посты, блог был похож на личный дневник.

Новые функциональные возможности появлялись по ходу пользования. Так, необходимость разделять длинные “полотна” текста на параграфы привела к появлению кнопки “post”. А возможность оставлять комментарии была реализована Фицпатриком, когда он захотел подшутить над постом друга. По тому же принципу появились аватары, отображение текущего настроения и многое другое.

Сообщество LiveJournal неуклонно росло. Ведение блога и общение по интересам создавало возможность для людей кооперироваться по интересам, несмотря на разделяющее их пространство. Но большее количество пользователей создавало и некоторые проблемы. Сайт регулярно “падал” – серверы (по-прежнему находившиеся в комнате общежития Фицпатрика) не выдерживали нагрузки. Нужно было больше места.

Первый сотрудник ЖЖ

В этот момент появилась Лиза Филипс – системный администратор из Сиэтла. Она предложила основателю ЖЖ место в кладовке. А вскоре получила предложение о работе и стала первым оплачиваемым сотрудником LiveJournal. Ее обязанностями стало обеспечение бесперебойной работы серверов и физический уход за “железом”. Работать приходилось по 24 часа в сутки, ведь Филипс жила в пригороде Сиэтла (штат Вашингтон), а Фицпатрик и другие программисты – в трех часах езды, в Бивертоне (штат Орегон). Но Лиза верила в идею ЖЖ – возможность создать комьюнити, не ограниченное физически.

Нарастающая проблема

Чтобы узнать о дальнейшей судьбе “Живого Журнала”, нужно понять, что домашний интернет в США уже был достаточно распространен, а блогинг – популярен. Но масштабы были впечатляющими для того времени. Немного хронологии и цифр:

  • в марте 99-го года Фицпатрик запустил LiveJournal;
  • в 2001 году Филипс была принята на работу;
  • спустя два года количество пользователей блога преодолело отметку 1 млн человек;
  • в середине нулевых их было уже порядка 10 млн.

И вместе с тем, над проектом тогда работали чуть больше 10 сотрудников, ни один из которых не имел опыта управления. Бред Фицпатрик был программистом и хотел работать в этой сфере, но ему также приходилось отвечать на сообщения пользователей, договариваться о хостинге и думать об увеличении прибыли. Роль управленца оказалась сложной и компания была продана в 2005 году (на секунду, Facebook появился в 2004, а Twitter возникнет только в 2006).

Постепенное выгорание

Новый владелец LiveJournal – Six Apart – рассчитывал на развитие проекта и получение прибыли. Но эти цели мало сочетались с изначальной политикой ЖЖ и мнениями его пользователей. Возможно, жесткая позиция руководства и игнорирование негативной реакции блогеров на изменения в правилах компании могли бы повлиять на ход событий. Но в результате разное видение судьбы “Живого Журнала” пользователями и управленцами и набирающие популярность социальные сети привели к тому, что его в 2007 году купила российская компания SUP. 

Американский сегмент ЖЖ в домашнем интернете постепенно сокращался. Какие-то события еще вызывали ажиотаж и привлекали блогеров в сообщество Oh No They Didn’t, посвященное сплетням о звездах (например, смерть актера Хита Лэджера в 2008 году). Но со временем бывший поток превратился в едва заметный ручей.

Что было в России

LiveJournal в РФ изначально был платформой для более взрослого поколения людей. В США он был похож на записки подростка, в России – на философские размышления о смысле жизни. Ядром стали социально-политические проблемы, а не обсуждение жизни знаменитостей. Как только телевидение и официальные СМИ подверглись цензуре, ЖЖ стал оплотом свободы слова и центром кооперации людей, помогающих друг другу в сложных ситуациях (проект ОВД-Инфо, направленный на установление местонахождения задержанных, карта помощи пострадавшим от пожара, блог Навального).

Но с принятием ряда законов, направленных на регулирование контента и цензуры, “Живой Журнал” постепенно стал забываться, а пользователи ушли на другие сайты (Facebook, Пикабу и другие).

intrastar