Нечестный заказчик или откровенный лжец — потенциальный риск, который, увы, приходится учитывать в своей работе любому фрилансеру. Способов потенциального обмана исполнителя и махинаций финансового плана есть огромное множество, причём новые, увы, появляются регулярно. «Сделайте 1 неоплачиваемое тестовое задание на 14000 символов, мы его оплатим потом», «Какая оплата? У нас оплата 2 раза в месяц по нечётным субботам», «Так, давайте, не дурите, я серьёзный человек — вы думаете, что я обману на 1000 ₽» — вот, пожалуй, только несколько часто встречающихся вариантов.

Признаки недобросовестного заказчика

Кажется, что эти фразы звучат вполне нормально и обоснованно. Нет, это не так. Целью недобросовестного заказчика, с которым вы работаете на удалёнке, является неоплата в указанный срок, а затем ему вполне можно и пропасть. Обычному среднестатистическому фрилансеру, не связанному с заказчиком ничем, кроме переписки в социальных сетях или на сайте-бирже, предъявить такому мошеннику обычно нечего. Расскажем об особенностях вышеописанных вариантов с точки зрения человеческой психологии.

  1. Выполнение неоплачиваемого тестового задания. Обычно на эту «удочку» могут попасться не самые опытные фрилансеры, у которых отсутствует или слабо представлено профессиональное портфолио. Предлагают тестовое задание сразу нескольким людям? Убедитесь в том, что такое задание одно для всех, а не является частью большой комплексной работы. Есть случаи, когда заказчики неоплачиваемыми тестовыми заказами дипломные работы полноценные писали.
    Если вам предлагают выполнить такое задание, договоритесь о том, что сначала разместите его в своём портфолио. Как правило, некоторые мошенники на этом этапе отваливаются. Тестовое задание можно, кстати, сдавать хитро — с водяными знаками или, к примеру, с наложенной поверх картинки вашей электронной почтой.
  2. Внесение вами платы за работу на проекте с невероятно привлекательными условиями. Запомните, никто не будет просто так платить тысячи рублей за работу, которая в реальности стоит сотни. Предлагают такое? Это мошенники, 100% — вы никогда не должны платить, чтобы иметь возможность потом работать, получая за это вознаграждение.
  3. Одностороннее изменение технического задания или обсужденных ранее условий. Тут всё очень просто — вас не должны волновать причины такого поведения заказчика. Если такое происходит — отправляйте заказчику уведомление о том, что работа, сданная вами, полностью соответствует изначально установленному ТЗ и в случае невыполнения финансовых обязательств вы оставляете право на использование её в своих целях. Если работаете через биржу — отправляйте работу в арбитраж, чтобы помогли сторонние наблюдатели.
  4. Необоснованная критики или нереальные условия. Поверьте, таких заказчиков видно сразу. Цены, как правило, мизерные, а количество требований к качеству работы или исполнителю превосходит все разумные рамки. Вам самому не понравится работать с таким человеком, вы узнаете такого, что называется, из тысячи.

Выводы из нашей статьи

  1. Лучшая гарантия того, что заказчик настроен на серьёзное сотрудничество и нормальные отношения — предварительная оплата или резервирование стоимости работы на бирже фриланса. Если вы не хотите в итоге потерять деньги — настаивайте на внесении аванса или отправляйте сделанную работу частями с соответствующей оплатой по частям.
  2. Ознакомьтесь с данными об заказчике или его профилем на сайте. Нередко можно найти отрицательные отзывы в свободном доступе.
  3. Хотите убедиться в том, соответствуют ли заоблачные обещания заказчика суровой реальности? Погуглите и поищите информацию на специальных форумах, где тусуются фрилансеры. Поверьте, на таких ресурсах можно узнать очень много полезной информации.
  4. Выбирайте только заказчиков, готовых адекватно платить за потраченное вами время и силы.

Пусть вам не придётся столкнуться в своей карьере на фрилансе с мошенниками и нехорошими людьми! Пусть удача будет рядом, а такие моменты обходят вас стороной.

intrastar